Начитавшись попсовых книжек по фэншуй, мой знакомый купил вазон –
денежное дерево, поставил его в угол, начал поливать и усердно о нем
заботиться. Рядом поселил китайскую статуэтку жабы с монетой в зубах.
«Фэншуй делаю, деньги заманиваю», – объяснил он. Через полгода не
выдержал: «Чепуха и надувательство этот фэншуй!».
У знакомой не ладилась личная жизнь. Стремясь изменить ситуацию, она
даже сделала дома ремонт, но безрезультатно. «Повесь в коридоре
колокольчик, а в спальне – зеркала, сразу найдешь любовь», –
посоветовала ей подружка, перелопатившая тонны литературы по фэншуй.
После появления в комнате нескольких зеркал у моей знакомой исчезли
даже близкие подружки, в том числе и ее лучшая советница. Кстати, эта
советница пописывает статьи в женские журналы, вот некоторые «перлы» из
ее материалов: «По фэншуй компьютер надо ставить в угол, да не простой,
а тот, что выходит на улицу, чтобы все вредное излучение уходило в
стены!». Или: «Даже фэншуй рекомендует не ставить плиту и бытовую
технику рядом с раковиной. Ведь вода и огонь (к коему относится и
электричество) конфликтуют друг с другом».
Такой бред встречается у нас на каждом шагу, пострадавшие выносят
печальный вердикт: фэншуй – это чистой воды китайский развод. Но у меня
вопрос: а причем здесь фэншуй? Разве в Древнем Китае жили только дураки
и шутники? Тысячи лет фэншуй работал на благо китайцев и их соседей, а
у нас вдруг дал сбой? Сегодня Гонконг, Сингапур, Тайвань, Япония, где
многие здания построены в соответствии с принципами фэншуй, являются
регионами с одним из наивысших в мире доходов на душу населения. Многие
бизнесмены в Азии, и все чаще в США и Европе, платят бешеные деньги
консультантам по фэншуй за анализ зданий и помещений, а эффект от
проведенной работы быстро окупает затраты.
Мой учитель Шентан Сю – потомственный китайский мастер фэншуй из
Тайваня, основатель и директор Института фэншуй Блу Маунтин – раньше
занимался фэншуй только для себя и консультировал лишь друзей. Основным
его занятием была научная работа, в США он защитил диссертацию по
органической химии. Но когда содержание книг по фэншуй на Западе
превзошло все возможные рамки приличия, он не смог больше молчать и
вмешался – начал проводить обучающие семинары по фэншуй в Америке и
Европе и писать книги. «Фэншуй утратил свое первоначальное значение как
учение о целостности жизни, превратившись в цилиндр фокусника, из
которого появляются «левые» штучки, – говорит доктор Сю. – Хотя
удивляться этому не стоит, ведь ни один из сотен дошедших до наших дней
классических трудов по фэншуй так и не был переведен на
западноевропейские языки!»
Традиционный классический фэншуй существует более 2 тыс. лет, раньше
он передавался только от учителя к ученику. А на Западе вы чаще всего
встретите попсовый фэншуй – максимально упрощенную версию для массового
потребления, такой себе фаст-фуд, мак-фэншуй, или как его еще называют
нью-эйдж фэншуй. Монополизировав название (между прочим, в Древнем
Китае фэншуй называли иначе), мак-фэншуй занимается коммерцией,
«спаивая» доверчивую публику мутными коктейлями из философской
терминологии, психологии, ароматерапии, дизайна, китайских сувениров и
суеверий.
Одной из главных причин такого отношения к древней науке является…
объект фэншуй. Ключевое понятие фэншуй – универсальная энергия ци,
пронизывающая все сущее. Поскольку ее невозможно увидеть и пощупать,
западный ум легко впадает в мистические спекуляции и околофэншуйный
маразм. Но все-таки понять фэншуй можно. Нарисуйте два смайлика: один с
уголками рта кверху, другой – книзу. Деталь маленькая, разница –
большая. Форма вызывает у нас определенные ощущения, эмоции. Теперь
посмотрите на треугольник, затем на круг, квадрат. Прислушайтесь к
ощущениям в теле. При взгляде на конкретную форму возникает конкретное,
отличное от предыдущего ощущение. А теперь оглянитесь: вокруг сплошная
геометрия! И ее бесконечное влияние на человека. Искусство мастера
фэншуй состоит в том, чтобы уравновесить формы пространства и
гармонично вписать в них человека.
На самом деле все фэншуйные премудрости можно объяснить здравым
смыслом. Шентан Сю говорит, что если какое-либо предписание выходит за
рамки здравого смысла, значит, это уже не фэншуй. Искусство фэншуй
появилось в результате наблюдения китайцев за пространством и его
влиянием на самочувствие. Но этим занимались в разное время люди во
всем мире. У нас тоже умели строить идеальные с точки зрения фэншуй
дома. «Если хочешь увидеть здания, построенные по всем правилам фэншуй,
отправляйся в музей архитектуры и быта», – сказал мне доктор Сю после
посещения киевского музея в Пирогово. Тысячелетний опыт фэншуй наших
предков «записан» не в трактатах, как у китайцев, а в живых хатах,
доживших до наших дней.
В чем же правильный фэншуй наших хат? Например, главный вход,
расположенный ровно по центру. Или целостные прямоугольные формы всех
комнат. Внутри украинской хаты царит фэншуйная благодать. Будто читаешь
древнекитайскую рукопись: «Опора сзади, оберегающие руки по бокам,
простор впереди – вот уже благоприятная структура фэншуй. Если ты
понимаешь это, значит полностью освоил фэншуй». Опора сзади – это
сплошная стена за спиной. Оберегающие руки – это стена, мебель, вазоны
или ширмы по бокам. Простор впереди – входная дверь в поле зрения и
свободное пространство перед рабочим столом.
Но хватит теории, пора практиковаться. Не фокусируясь на специальной
терминологии и не заморачиваясь древнекитайскими теориями и
объяснениями, давайте проверим на собственном опыте парочку ключевых
фэншуйных принципов, выполнение которых способно улучшить ваше
самочувствие и повысить эффективность работы:
1.сидя за столом, за спиной у вас должна находиться цельная стена;
2.в спальне у изголовья кровати не должно быть окна, а входная дверь должна располагаться в поле вашего зрения;
3.ни в коем случае не устанавливайте плиту посреди кухни.
Пока все. Идем проверять. И помним слова «В лучшем случае правила –
это руководство к практике, однако часто они становятся препятствием в
практике. Естественные принципы, лежащие в основе традиционного фэншуй,
всегда универсальны и находятся вне культурных, религиозных рамок и
обычаев».
Автор: Тарас Литвин, «24»