Икона Божией Матери "Хлебная"
Светлана БАЙБИКОВА
Икона
Божией Матери "Хлебная" явилась святителю Филиппу Московскому, когда
тот подвизался в Соловецкой обители. В миру боярин Феодор Колычев, в
30-летнем возрасте он покинул государственную службу и в простых
одеждах тайно удалился на Крайний Север. Не открыв своего имени, он
трудился на общих послушаниях как простой монах. Вскоре благоговейного
послушника назначили в пекарню - изготовлять просфоры и хлебы на
братскую трапезу.
Нелегко было знатному боярину на этом весьма тяжелом
послушании, однако, несмотря на все тяготы, он не оставлял молитвы.
Матерь Божия, к Которой всегда с особым усердием прибегал инок Филипп,
утешила послушника явлением ему Своего чудотворного образа. Случилось
это в 1540-х гг. Новую икону Богоматери Филипп поставил на месте своего
послушания - близ хлебопекарной печи и с тех пор имел обыкновение все
новоиспеченные просфоры и хлебы поставлять перед ней, как бы принося
Самой Матери Божией. Братия, приходя за просфорами и хлебом, взимала их
от образа, как от рук Самой Пречистой. Икону стали именовать также
"Запечной" или "Хлебной".
После мученической кончины св. Филиппа в 1569 г. (память - 22
января н.ст.) образ "Хлебной" Богоматери стал одним самых чтимых в
Соловецкой обители и прославился во многих концах Святой Руси.
Начало Неусыпающего акафиста в Леушинском монастыре
Началом "чину Неусыпающего акафиста" послужило принесение в
конце 1880-х гг. одним благочестивым богомольцем в Леушинский монастырь
из Соловецкой обители списка чудотворной иконы Божией Матери, именуемой
"Хлебная". Эта святая икона была торжественно встречена сестрами за две
версты от обители, крестным ходом внесена в святые врата и помещена в
пекарне. По благословению Настоятельницы сестры, получая хлеб, должны
были положить три поклона Хлебной Богоматери, принимая хлеб как бы из
Ее рук, а каждый вечер читать пред нею Акафист. После этого, несмотря
на скудость, монастырь никогда не оставался без хлеба. У игумении
Таисии возникла мысль устроить для Хлебной иконы особую келию, в
которой она благословила собирать списки других явленных икон Божией
Матери и читать пред ними Неусыпающий Акафист.
Очевидно, Матушка Таисия знала о существовании в Дивеево
благословленной Батюшкой Серафимом часовни, в которой собирались все
иконы Богоматери и где Преподобный заповедал читать Неусыпающую
Псалтирь. В подражание дивеевской часовне иг. Таисия благословила в
1905г. воздвигнуть подобную в Леушино. Материалами для строительства
послужили остатки от новосооруженного зимнего Троицкого собора с
приделом Преп. Серафима Саровского. В новую часовню, воздвигнутую рядом
с Похвальским собором, была перенесена чтимая икона Хлебной Богоматери
и другие списки Ее икон. Нина Михайловна Федорова с "Хлебной" Богородицей
1) Часовня была освящена 10 июля 1906 г. о. Иоанном Кронштадтским. Сам
горячо почитая Пречистую Богородицу, Дорогой Батюшка, вознеся в Часовне
хвалу Божией Матери, в духовном восторге воскликнул: "Если бы я жил
здесь в монастыре, я не ушел бы отсюда из этой часовни, - как
вожделенно славить Владычицу". Почти сорок лет вплоть до закрытия в
1931г. в Леушино немолчно возглашалось архангельское приветствие
Богоматери: "Радуйся, Благодатная". "Согласно благоговейному желанию
настоятельницы святое Имя Богоматери, Неусыпной Заступницы и
Покровительницы этой пустынной обители не переставало славиться ни на
минуту".
К сожалению, чтимый Леушинский список Хлебной Богоматери в
советское время был утрачен. После затопления великой обители его
местонахождение неизвестно. В наши дни в Санкт-Петербурге действует
подворье Леушинского монастыря.
Прихожане храма Леушинского подворья долго искали образ
"Хлебной" Божией Матери. Списков с этого чрезвычайно редкого образа
делали немного. Маленькое черно-белое изображение в известной книге
Поселянина "Чудотворные иконы Матери Божией" давало только общее
представление о его иконографии - близкое к "Скоропослушнице". Наконец,
спустя полтора года после возобновления традиции Неусыпающего Акафиста
по субботам на Леушинском подворье, в храме явилась "Хлебная" икона.
Оказалось, что список редкого образа на золоте хранится в одной из
петербургских квартир как семейная святыня. Об этом нам сообщила
председатель совета фонда "Радетель" Нина Яковлевна Чаленко, пригласив
причастить хранительницу иконы.
Нина Михайловна Фёдорова
с "Хлебной" Богородицей
|
Нина Михайловна Федорова - коренная петербурженка. Родилась в
1935 г. и всю жизнь прожила в Петербурге. Не покидала его и в страшные
годы блокады. О том времени Нина Михайловна до сих пор не может
спокойно рассказывать: сразу наворачиваются слезы.
В блокаду она и трехлетний брат Анатолий остались вдвоем с
мамой Натальей Васильевной. Осенью и зимой 1941 г. было особенно
тяжело. "Ни воды не было, ни еды", - вспоминает Нина Михайловна. 125
грамм хлеба - "он такой черный был, с землей и опилками" - не могли
поддерживать жизнь. Наступил момент, когда три дня пришлось есть одни
газеты. "Поели три дня газеты и говорим: мама, больше не хотим, кушай
сама". В этот страшный момент Божия Матерь явила Свое неожиданное
заступничество. Приводим рассказ Нины Михайловны Федоровой о явлении
"Хлебной" иконы:
"Мама пошла, чтобы получить хоть какое-то пособие на детей,
и в это время начался обстрел. Это произошло на Малой Морской улице
около института Авиаприборостроения, на углу. Ужасный свист начался -
когда снаряды летят близко, они свистят. На земле появились выбоины.
Пробегавший мимо матрос закричал: "Ложись все!" - и толкнул маму. Мама
упала, а когда поднялась, под ней оказались три иконы. Когда мама шла -
там ничего не было, а поднялась - вдруг иконки. Она пришла в смущение,
подумала: "Боже мой, что же это такое?! Как мне быть?" Поняла, что
находка была не случайной - это было явление. И тогда она решила пойти
к одной благочестивой старушке, спросить у нее. Пришла и говорит: "Как
мне быть, как поступить? Вот три иконки нашла". Та ответила: "Ты
думала, у тебя смерть за горами, а она была за плечами", - и
посоветовала ей оставить иконы у себя и хранить бережно".
Прочитав название на одной иконе - "Хлебная Пресвятая
Богородица" - Наталья Васильевна почувствовала надежду и вернулась
домой. На другой день незнакомый солдат дал ей килограмм овса.
"Хлебная" Богоматерь послала хлеб. "Это была первая помощь от иконы, -
говорит Нина. - Мама овес на буржуйку положила и по зернышку мы
клевали, тем и спаслись. С тех пор эти три иконы у нас дома: Хлебная
Божия Матерь, Иоанн Богослов и святитель Николай - бронзовая. Мама
молилась перед этими иконами и никогда их не оставляла".
Узнав историю Неусыпающего акафиста, Нина Михайловна
согласилась дать образ на три дня, чтобы перед ним, как в прежнем
Леушино, был воспет Акафист Божией Матери. Подруга Нины Михайловны -
Нина Яковлевна принесла святыню в храм Леушинского подворья.
5 марта 2003 года впервые после закрытия Леушинского монастыря
чтение Неусыпающего акафиста совершалось перед Хлебной иконой Божией
Матери. В течение трех дней непрерывно читались акафисты, совершалось
освящение хлебов и сухариков. Богородица в эти дни явила особе
знамение. В храм пришла раба Божия по имени Людмила, которая
рассказала, что ей три дня назад приснилась Матерь Божия и повелела
испечь пирожки, вручив при этом накладную, в которой значились 150
пирожков. Раба Божия, проснувшись, недоумевала, для чего и для кого
нужно испечь эти пирожки. Вечером она услышала по радио рассказ о
Хлебной Богоматери и принесении Ее иконы в храм Леушинского подворья.
Она решила, что именно Богоматери она и должна приготовить пирожки.
Каково же было ее удивление, когда она, увидев икону Божией Матери
Хлебную, узнала в ней явившуюся ей в этом образе Богородицу.
Принесенные 70 пирожков были священны и благословлены всем богомольцам.
На другой день Людмила принесла еще 80 пирожков, исполнив таким образом
послушание, данное ей во сне. Кто-то вспомнил, что преподобный Серафим
Саровский благословил на канавке в Дивеево читать именно 150 раз
"Богородице Дево, радуйся". Наверное и количество пирожков Хлебной
Божией Матери было не случайным.
В наши дни был написан список иконы Божией Матери "Хлебная"
для Успенского храма Санкт-Петербурга, построенного в память жертв
блокады на месте массовых захоронений горожан, умерших и погибших в эти
страшные годы. Он так и называется в народе "блокадный".
Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Семинарии иконописец
Валентина Жданова написала образ на серебре. На нем Божией Матери
предстоят апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец. По
благословению строителя и настоятеля Успенского храма протоиерея
Виктора этот образ был написан в память о тех иконах, которые нашла
женщина в суровую блокадную зиму и которые спасли жизнь ее детям".
Ужасным оказалось то событие, когда от напора ураганного ветра
упали строительные леса Успенского храма, под которыми погиб отец
Виктор, похороненный у стен построенного им храма. В нем и находится
икона Божией Матери "Хлебная", написанная по благословению батюшки.
Прихожане Успенской церкви просят молитв об упокоении протоиерея
Виктора, усердием которого и по милости Божией к петербуржцам снова
вернулась старинная Соловецкая икона. В самой Соловецкой обители до наших дней не было даже ни
одного списка чудотворной иконы. И вот на Соловецкое подворье в Москве
пришла информация о том, что список Хлебной иконы видели в антикварном
магазине на Арбате. Очень скоро нашелся благотворитель, икону выкупили.
Это случилось накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы,
который является престольным на Соловецком подворье в Москве.
Примечательно то, что на месте явления иконы в Соловецкой обители еще в
годы святителя Филиппа в 1859 г. был устроен храм также в честь
праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время этот список
с чудотворной иконы находится на Соловецком подворье в Москве и открыт
для поклонения каждый день.
Все эти благодатные события стали новым явлением и
прославлением образа, которым Божия Матерь в наше время практического
материализма всеобщих рыночных ценностей напоминает о Хлебе насущном и
дарует нам Хлеб Вечной Жизни - Сладчайшего Господа нашего Иисуса
Христа.
Список используемой литературы:
- Сказание о Хлебной иконе Божией Матери. - Сост. Свящ. Геннадий Беловолов. Леушинское подворье. - СПб. - 2003. - 28 с.
- Материалы сайта Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru
Чудотворный образ Хлебенной (Хлебной) иконы Пресвятой Богородицы
Вариант для келейного чтения:
Тропарь, гл. 4
Боготочной звезде подобно Образ Твой явишася в стране Поморстей, от
древле и доныне чудеса источаеши, в хлебе насущнем Благодатная всем
Помощнице являешися, благоволи же всякий дом и житие доброе устрояти в
хлебном достаток имети, от глада и всякия беды соблюди нас и спаси души
наша.
Кондак, гл. 8
Ко иконе Твоей Пресвятей Госпоже бедствующие с верою притекают,
заступлением Твоим в хлебопомощи и иных нуждах сподобляются и нас к
Тебе прибегающие в скудное время благодатию покрый от дивной иконы
Твоея, да зовем:
Радуйся Матерь Божия Милосердная Хлеб спасения туне нам подающая. http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=80469
Источник: http://www.rusbereza.ru/jour/2008/200802/20080210.shtml |